Среда, 18.07.2018, 15:47
Приветствую Вас Гость | RSS

Легенченко Елена Васильевна

Меню сайта
Категории раздела
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие коммуникативных навыков через использование ИКТ
Развитие коммуникативных навыков учащихся через использование информационно компьютерных технологий.Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни. Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее главных задач на современном этапе обучения считаю развитие речи как основного средства коммуникативности. Обучать коммуникативному общению начинаю с первого класса, так как дети легко впитывают образцы речи, они эмоциональны, любят играть и легко входят в различные речевые роли. Но чтобы уроки состоялись, стараюсь создать в классе доброжелательную обстановку, где дети чувствовали бы себя свободно, раскованно, спокойно. Наблюдая за устной речью детей, вижу, что многие из них недостаточно полно могут выразить свою мысль. Поэтому передо мной встала задача: развивать речевую активность учащихся. Прежде всего, я это делаю с помощью тщательно продуманной системы вопросов. В системе вопросов и заданий к текстам есть задания, ориентированные на развитие речи учащихся, логическое мышление. Задания доказать и аргументировать свой ответ. Хорошо развивает речь детей такой вид работы, когда задание следует за проблемным вопросом. И далее задание, требующее творческого мышления детей. Для развития речи учащихся, исходя из рассказа, даю детям задание продолжить рассказ или изменить сюжет. Развивает речь учащихся словесное иллюстрирование, составление собственных высказываний на основе прочитанного, пересказ (от другого лица), постановка вопросов к прочитанному, характеристика героев, инсценирование прочитанного рассказа – вот неполный перечень работ при изучении произведений, способствующих развитию коммуникативной активности школьников. Требую от учеников рассказывать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую им картину. Добиваюсь, чтобы внимание детей акцентировалось на таких сторонах рассказа, как логичность и связность изложения, полнота содержания, правильность, логическое богатство. Стараюсь, по мере возможности, все время поощрять ребенка к высказыванию. Учащихся с первого класса постепенно знакомлю с требованиями, которые предъявляются к их речи, подвожу их к осознанию, что значит говорить на тему, раскрывать основную мысль, говорить по порядку, связно. Для развития учащихся использую безграничные возможности современных компьютерных технологий. Например, создание мультимедийных презентаций, позволяют представить учебный материал более доступно и понятно, способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на уроке исследовательскую деятельность, позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении, повышения эмоциональности урока, повышения интереса учащихся к учению, воспитания потребности приобретать новые знания; создания доброжелательной атмосферы на уроке, активного творческого труда; смены форм деятельности, учета психолого-педагогических особенностей младших школьников; стимулирования познавательного мышления учеников; применения наглядных методов обучения, использование игровых моментов в обучении. Решить проблему общения на уроках чтения мне помогает использование групповых форм работы. Впервые использовала данную форму работы при обучении второклассников связному пересказу читаемого текста. Я считаю, что организация групповой работы повышает эффективность урока, повышает коммуникативную активность учащихся. Для младших школьников одной из самых актуальных деятельностей остается игра. Формирование системы знаний предполагает системность повторения полученных знаний. Повторение в форме игры оживляет работу класса. Движущиеся изображения (анимация) не только удерживают еще неустойчивое внимание первоклассников, но и позволяют им проверить свои знания. Такая игра может проводиться практически на всех уроках. Для этой игры требуется 2-3 минуты на уроке, что позволяет ее часто включать в учебные занятия и быстро повторять разные темы. На уроках «Окружающего мира» я часто ввожу различные игры – диалоги. Интересно проходят игры на основе литературных произведений – разыгрывание отрывков из сказок, рассказов, драматизация стихотворений и т.д. Кроме того, мы проводим и такие игры, как «Поле чудес», «Знатоки», «Умники и умницы», где дети, используя детскую энциклопедию Кирилла и Мефодия, сами подбирают вопросы и создают игры в электронном виде. Применение на уроке компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволяет мне за короткое время быстро и точно осуществить письменную коммуникацию. Такой прием вызывает у ученика чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся. Кроме этого, используя компьютерные технологии, мы вместе с учащимися создаем презентации, различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют позитивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчивый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуальный темп обучения учащихся. Часто использую презентации, в которых каждое последующее задание появляется после выполнения предыдущего. Учащиеся выполняют задание обязательно с объяснением. Использование учебных презентаций-фильмов позволяет повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон, позволяет создавать опорные схемы для лучшего усвоения материала. Основой таких фильмов является анимация, которая позволяет привлечь внимание к определенному объекту, проверить правильность ответов учащихся, проиллюстрировать последовательность рассуждений и т.д. Уроки с использованием презентаций-фильмов в начальных классах я часто провожу на уроках «Окружающий мир», «Изобразительное искусство». Презентация с использованием анимации помогает не только составить яркий, эмоциональный и в то же время научный образ, но и активизирует познавательную деятельность учащихся и помогает в работе над формированием понятия и его запоминанием. С помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать картины художников на уроках рисования и чтения, образцы изделий и этапы работы на уроках труда, достопримечательности нашего поселка на уроках окружающего мира и т.д. Ребята уже сами готовят заочные путешествия по городам, создают презентации и сами выступают в роли экскурсоводов. В своей деятельности я уделяю большое внимание комментированию написания, так как считаю, что это обогащает как письменную, так и устную коммуникацию детей, развивает их орфографическую зоркость, грамотную устную и письменную речь. Никогда не оставляю без внимания ни одного слова с изученной орфограммой, учу видеть такие слова в стихах, рассказах, в любом виде работы и находить им объяснения. На уроках изучения нового материала стараюсь создавать проблемную ситуацию, которая заставляет ребенка находить пути выхода из создавшегося положения. На уроке я не над учениками при этом, а вместе с ними веду поиск ответа на тот или иной вопрос, решаю задачи, фантазирую. На занятиях приучаю учащихся к самостоятельной работе с книгой без лишней опеки учителя. Так на уроке внеклассного чтения дети не только передают содержание прочитанной книги, но и знакомят класс с источником полученной информации (справочными материалами), делают рисунки, готовят вопросы, помогающие заинтересовать слушателей изучаемым материалом. Основная цель начального курса математики – обеспечить числовую грамотность учащихся и умение производить все арифметические действия в области целых чисел, дать начальное математическое развитие, включающее в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, производить простейшие обобщения, развивать математическую память и речь. Считаю, что данная цель была бы достигнута не в полной мере, если бы не использование информационно компьютерных технологий. На каждую тему уроков математики, окружающего мира, русского языка, изобразительного искусства я имею мультимедийные презентации. Помимо этого у меня есть электронные энциклопедии Кирилла и Мефодия, энциклопедия по информатике, познавательные и развивающие диски. Имея тренажеры по математике и русскому языку, решаю и проблему индивидуального подхода. Нельзя умолчать о безграничных возможностях Интернета. Использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность проявить себя любому из учащихся, при этом формы работы выбирает для себя сам ученик. И в заключении хочу отметить следующее. Работая по данной проблеме, я пришла к выводу об успешном речевом развитии учащихся моего класса. Дети чувствуют и ведут себя раскованно, более уверенно, свободно. Они успешно строят предложения и целые фразы. В их речи чётче стала прослеживаться логика, яснее смысл высказываний. Речь их становится более грамотной и убедительной. Почти у всех учащихся преодолен страх публичного выступления.

Источник: http://Педмарафон2010
Категория: Мои статьи | Добавил: Педагогиня (27.09.2010) E
Просмотров: 1940 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz