Среда, 18.07.2018, 15:38
Приветствую Вас Гость | RSS

Легенченко Елена Васильевна

Меню сайта
Категории раздела
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Реферат по литературе "Слово , не сорвись на стон..." /Военная проза К. Воробьева/
ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ СЛОВО, НЕ СОРВИСЬ НА СТОН… /Военная проза К. Воробьева/ Оглавление Введение 3-6 Война всегда нас будет волновать Глава 1 7-8 Судьба писателя Глава 2 1. Невероятная явь войны 9-15 /Повесть «Убиты под Москвой»/ 2.Как все это может вынести человек? 16-17 /Повесть «Крик»/ 3. Написанная кровью сердца… 18-21 /Повесть «Это мы, Господи!»/ Заключение 22-23 Список используемой литературы 24 Приложения Юрий Воронов -3- Введение Война всегда нас будет волновать Война… И снова сердце сжимается от боли и ужаса. И снова встают перед нами их глаза. Из небытия, из темноты - живые глаза уже давно мертвых людей. Эти мужчины, юноши, мальчики уходили и исчезали навсегда. Они говорили: «Я вернусь». Но война распоряжалась иначе. Сколько пролито слез, сколько исковеркано судеб! Чем можно утешить бездонную скорбь материнских сердец, как объяснить ребенку, что отец уже никогда не посадит его к себе на колени, как прежде; что ответить любящим глазам невесты? Такие жертвы не окупаются и не восполняются никогда. Более чем полвека назад отгремели последние выстрелы Великой Отечественной войны. Уходят из жизни ее герои, участники, свидетели. Каждый год 9 Мая весь наш народ празднует победу над фашистскими оккупантами. Это радостный праздник, но в глазах людей мы видим слезы. Слезы о погибших родных, боевых товарищах. И мою семью война не обошла стороной. Мой прадед, Легенченко Григорий Иванович, вернулся в сорок пятом с Орденом Великой Отечественной войны второй степени. Дома ждала его большая многодетная семья. На войне он потерял правую руку. Левой научился писать, левой - держал молоток и ложку. Как горькая память о той войне до конца жизни в его теле оставались три пули. Он неохотно рассказывал о страшных буднях войны, так как эти воспоминания бередили старые душевные раны, заставляли вновь пережить ужасы сражений и смертей. Умер мой дед, уходят из жизни ветераны- фронтовики, свидетели былых боев. Мне очень нравится стихотворение «Память», которое напоминает мне о моем прадеде. -4- Память Память заставляет нас сквозь годы Думать о сражениях былых. Каждая семья, роняя слезы, Поминает всех своих родных. Рассказала мама мне про деда (Для меня прадедушкой он был)- Он приблизил славный День Победы, На войне награды заслужил. Без руки пришел с войны мой прадед, Дома было четверо детей. Левой мастерил, и ел, и гладил Волосы у бабушки моей. И когда весенним майским утром Выйдут все на праздничный салют, Будет мне и радостно и грустно, Потому что дедушки нет тут. Сколько лет уже прошло! Кажется, забыться бы всему пора, отойти,… Да только как это забыть?.. С каждым годом все меньше и меньше остается среди нас тех, кто встретил роковой рассвет двадцать второго июня тысяча девятьсот сорок первого года. Тех, кто суровой осенью защищал Москву, кто познал кровавый снег Ленинграда, кто пол- Европы по-пластунски пропахал»… Они не стояли за ценой, добывая победу, не считали, «кому память, кому слава, кому темная вода». Каждое новое поколение по-новому осмысляет события этой героической эпохи. Война- это болезнь мирового масштаба, вирус бесчеловечности. Мутация, изменяющая души и судьбы прикоснувшихся к ней людей. Война – это зло. Зло, с -5- которым нельзя мириться, которое нельзя оправдывать ни до, ни после. Его нельзя забывать, сколько бы лет ни прошло. Память о войне… Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова… Почему–то именно эти строки А.Твардовского вспомнились мне, когда я впервые прочитал повесть К.Воробьева «Убиты под Москвой». И, перечитывая в который раз ее пронзительно – проникновенные, драматические страницы, вновь открываю что –то новое.… Поэтому тему своего реферата «Слово, не сорвись на стон…» (Константин Воробьев о войне) я выбрал не случайно. Я поставил перед собой цель проанализировать произведения К. Воробьева и понять жестокую правду войны. -6- Глава1 Книги, вместившие судьбу Судьба писателя Когда я впервые познакомился с творчеством писателя- фронтовика Константина Воробьева меня поразили честность, глубокое, искреннее переживание, душевная близость к происходящему, описанному в его подлинно талантливых произведениях. Он знал о войне не понаслышке. Константин Дмитриевич Воробьев- уроженец Курской области. В родном селе Нижний Реутец закончил школу, потом учился в Москве. Вся последующая биография Константина Воробьева – в его повестях и рассказах. Будучи кремлевским курсантом, он защищал Москву осенью тысяча девятьсот сорок первого года. А в декабре того же года Константин Воробьев был контужен. Затем ужасы плена, побеги из концлагерей и продолжение борьбы с фашистами в партизанском отряде в Литве. Двадцать четыре года было К.Воробьеву, когда, вынужденный с другими партизанами уйти в подполье, он стал писать о том, что еще совсем недавно пришлось пережить. Писал неистово, зная, что смертельная опасность рядом и надо успеть. Константин Воробьев- человек сложной, даже трагической судьбы. Он знал: двух жизней не хватит, чтобы рассказать людям о том, что он видел, что пережил, что думает по поводу этого виденного и пережитого. А у него - одна только жизнь, да и та приближается к склону. Какое же он право имеет тратить ее на всякие там литературные игры! Он был из тех писателей, которые знают цену литературному языку. В повестях и рассказах Воробьева, даже тех, что были написаны в первые годы работы, мы не найдем пустых страниц, проходных абзацев, стертых или небрежно друг к другу пригнанных слов. Все на месте, все выписано. У него был абсолютный слух. И еще было в его характере: он не считал -7- себя вправе подгонять рабочий процесс, писать быстро. Потому что «быстро» в его понимании значило «плохо». К концу дня , измочаленный и потухший, вставал он из- за стола, и, если из всего за день написанного, десятки раз переписанного, переправленного оставалось несколько крепких фраз, он радовался: день прожит не зря. Он никогда не сливается ни с одним из персонажей, автор присутствует и участвует во всех событиях: кажется, что, читая, мы всегда видим и чувствуем его в его же повестях, и наблюдаем за ним, замечаем его взгляд, движение мысли, слушаем его голос. Он был из тех, кто отвергает «ничью» как выход из конфликта; он считал, что неопределенность, неясность не могут быть на руку честному человеку. Он предпочитал, чтобы его героями были храбрые люди, чтобы им хватило смелости называть все своими именами. Он пишет, страдая за людей, без расчета кому–то понравиться и угодить. Константин Воробьев не имел, да и не хотел одевать войну в кому – то нравящиеся романтические одежды. В том его и сила. -8- 2. Невероятная явь войны (Повесть «Убиты под Москвой») В тысяча девятьсот шестьдесят первом году Константин Дмитриевич Воробьев написал повесть «Убиты под Москвой». Это повесть о трагической судьбе двухсот тридцати девяти кремлевских курсантов, погибших под Москвой, за пять дней ноября тысяча девятьсот сорок первого года. Так и просится сказать: «невинно убиенных». Прав В.П.Астафьев: «Повесть «Убиты под Москвой» не прочтешь просто так, на сон грядущий, потому что от нее, как от самой войны, болит сердце, сжимаются кулаки и хочется единственного: чтобы никогда - никогда не повторилось то, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного, судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой…» Обнаженная правда писателя, попавшего в декабре тысяча девятьсот сорок первого года под Клином в плен контуженным, открывает народную трагедию начала войны. По словам жены К.Воробьева, воспоминания о войне жгли его сознание, хотелось кричать об этом во весь голос. Эпиграфом к повести Константин Воробьев взял три строфы из стихотворения А. Твардовского « Я убит под Ржевом». …Нам свои боевые Не носить ордена, Вам все это, живые, Нам- отрада одна: Что не даром боролись Мы за Родину-мать, Пусть не слышен наш голос,- Вы должны его знать, Вы должны были, братья, -9- Устоять, как стена, Ибо мертвых проклятье- Эта кара страшна. Эти слова очень точно отображают весь лейтмотив повести «Убиты под Москвой». «Учебная рота кремлевских курсантов шла на фронт» - так начинается эта повесть. Я хочу попытаться увидеть, какие они, юноши из роты кремлевских курсантов, ведомые капитаном Рюминым на фронт, который «рисовался курсантам зримым и величественным сооружением из железобетона, огня и человеческой плоти»… Уже при первом знакомстве с ее героями мы узнаем, какими неподготовленными психологически, далекими от реальных представлений о войне шли они на неизвестную битву вместе со своим командиром капитаном Рюминым. Они богатыри внешне похожие на былинных героев, и внутренне. Наверное, именно это почувствовал в них, маленький, измученный подполковник», который «зачем-то привстал на носки сапог». Курсанты молоды, а в юности так свойственно подражать. Кто и почему стал для курсантов идеалом и кумиром, предметом восхищения, преклонения? Это капитан Рюмин: он воплотил в себе достоинство и честь настоящего русского офицера. Ему «подражают курсанты, упрямо нося фуражки чуть- чуть сдвинутыми на правый висок», «каждый курсант- еще в ту, мирную пору – ходил в увольнительную с такой же хворостинкой». 1Великая Отечественная в письмах М. Издательство политической литературы 1982г. 2 Воробьев К. Убиты под Москвой (повести) Воронеж. Центрально-Черноземное книжное издательство. 1988г с10 -10- Эти двести сорок курсантов кажутся целиком скопированными со своего капитана с его парадным великолепием (кожаные перчатки, ивовый прут – стек). С его надменно – иронической улыбкой, с его презрением к гибельным обстоятельствам. При первой встрече с врагом колонна ведет себя вызывающе аристократично. «Рота рассыпалась и падала по команде капитана – четкой и торжественно напряженной, как на параде», - сообщает автор о шествии и действиях курсантов при появлении вражеских самолетов. Сам капитан оставался стоять на месте лицом к погибшим, и с губ его не сходила всем знакомая надменно – ироническая улыбка. Бойцы еще не знали явного превосходства врага, которого надо превзойти в бою. Не знали еще и сомнений в своем оружии в сравнении с всесильным немецким автоматом. И все это будет в первый раз. Первые погибшие товарищи и первый, убитый в рукопашной схватке враг; первый бой и первый безумный, животный страх перед смертью; впервые испытанное чувство полного душевного опустошения после страшной гибели роты и после собственного малодушия и первый – один на один- бой с фашистскими танками. Эта «невероятная явь» войны явилась неожиданностью не только для молоденьких бойцов и лейтенантов, но и в значительной степени и для их командиров. Зачем же понадобился капитану Рюмину ночной бой с мотомехбатальоном противника? Ведь рота обречена, гибель курсантов неизбежна – они в окружении… «У него окончательно созрело и четко оформилось то подлинное, на его взгляд, боевое решение - единственно правильное решение. Курсанты не должны знать об окружении, потому что, идти с этим назад значило просто спасаться, заранее устрашась. Курсанты должны поверить в свою силу, прежде чем узнать об окружении». 1 Воробьев К. Убиты под Москвой (повести) Воронеж. Центрально-Черноземное книжное издательство. 1988г. С104. -11- Рюмин бросает курсантов в атаку, чтобы они смогли почувствовать себя солдатами, а не погибли, даже не удостоившись боя: «Рюмин будто впервые увидел свою роту, и судьба каждого курсанта- своя тоже- вдруг предстала перед ним средоточием всего, чем может окончиться война для Родины- смертью или победой» решения, действия, поступки капитана Рюмина воспитывают в курсантах Мужество, достоинство, стойкость. Ему было важно, чтобы кремлевцы сохранили в себе все человеческое. В ходе повествования автор показывает, как меняется отношение к войне капитана Рюмина. Он прозревает и начинает реально смотреть на военные события, а у курсантов почти не будет времени осознать случившееся. Они погибнут до прозрения, оставив это страшное понимание своему капитану. Его самоубийство на глазах у курсантов – это и результат переосмысления взглядов на стратегию войны, и трагичность внутренних противоречий героя. Он обрек этих мальчиков на верную гибель. Они погибли «красиво», как на параде, и…бесполезно. Они шли на войну, зная о ней из книжек. А война – это изнурительный ратный труд, война народная, не вписывающаяся в каноны военной науки. И если в Рюмине мы видим мотивы скованности, закрытости, даже страха, то этого совершенно нет в открытом и бесстрашном лейтенанте Алексее Ястребове. Если вначале « в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны», то теперь, когда Алексей увидел смерть Рюмина, «он обнаружил неожиданное и незнакомое явление ему мира, в котором не стало ничего малого, далекого и непонятного. Теперь все, что когда-то уже было и могло еще быть, приобрело в его глазах новую, громадную значительность, близость и сокровенность, и все это- бывшее, настоящее и грядущее - требовало к себе предельно бережного внимания и отношения». Здесь , по моему мнению, прослеживается преемственность поколений. Капитан Рюмин – представитель старшего поколения, человек, по К. Воробьеву, сохранивший лучшие традиции русской армии, черты и качества русского офицера. -12- Читая произведение, хочу понять личность молодого человека на войне. Какими курсанты видят мир и себя в нем? О чем думали, о чем мечтали, чего хотели, к чему стремились? Что было в них, этих мальчиках, такого, что помогло им вынести испытания, устоять в «бушующей, пожирающей, ненасытной утробе войны» Весь ужас первых месяцев войны, «все это – бывшее, настоящее и грядущее» показано, как сквозь призму, через понимание, восприятие главного героя повести Алексея Ястребова, который «уже две недели как произведен в лейтенанты и назначен командиром взвода». Какие качества воплощает автор в этом юноше – курсанте? Человечный и совестливый, Алексей Ястребов острейшим образом переживает и обдумывает все, что происходит с ним и его товарищами. «Все его существо противилось всему, что с ним и его товарищами происходило, - он не то что не хотел, а просто не знал , куда, в какой уголок души поместить хотя бы временно и хотя бы тысячную долю того, что совершалось… в его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны». Курсанты были вооружены только самозарядными винтовками, гранатами и бутылками с бензином. Каких же страданий и нечеловеческих мук полон путь, пройденный ими по Подмосковью в эти пять дней со времени выступления на фронт до их трагической гибели! Как неистребимо высокое чувство патриотизма в героях повести, неиссякаема их любовь к Родине! Они приняли на себя бремя ответственности за судьбу отчизны, не отделяя от нее свою судьбу, себя: «Как удар, Алексей ощутил вдруг мучительное чувство родства, жалости и близости ко всему, что было вокруг и рядом». И это чувство родства со всем и со всеми, как сила, как великая мощь, поддерживает его и в жуткие минуты минного обстрела, и во время атаки занятого немцами села. Чувство ответственности за судьбу отечества , заставляет Алексея Ястребова быть особенно требовательным к себе («Нет, сначала я сам. Надо все сперва самому…») Это чувство помогает ему одержать победу над собой, над своей слабостью и страхом. -13- Константин Воробьев выделяет высочайшую человечность Ястребова, «сердце которого упрямилось до конца поверить в тупую звериную жестокость этих самых фашистов; он не мог заставить себя думать о них иначе, как о людях, которых он знал или не знал – безразлично. Но какие же эти? Какие?» Именно человечность и эти мучительные вопросы заставляют его, «обессиленного, смятого холодной внутренней дрожью», подойти к убитому им немцу: «Я только посмотрю. Кто он? Какой? Он мог назвать их палачами и выродками, а сердце упрямилось поверить в их людоедскую жестокость, потому что в физическом облике их все было от обыкновенных людей.» В конце повести лейтенант Ястребов на пределе сил вступает в единоборство с фашистским танком и побеждает, и идет, «постепенно забирая вправо, на северо-восток. Было тихо и сумрачно. Далеко впереди в небо тянулись от земли огненные трассы, и Алексей шел к ним. Он не о чем отчетливо не думал, потому что им владело одновременно несколько чувств, одинаково равных по силе, - оторопелое удивление перед тем, чему он был свидетелем в эти пять дней, и тайная радость тому, что остался жив; желание как можно скорее увидеть своих и безотчетная боязнь этой встречи; горе, голод, усталость и ребяческая обида на то, что никто не видел, как он сжег танк…» Каким же был путь кремлевского курсанта лейтенанта Алексея Ястребова к победе над собой, над страхом смерти, к уверенности: «Мы их, гадов, всех потом, как вчера ночью!»? Автор показывает Ястребова, который , пережив гибель товарищей, искупив свою вину в единоборстве с фашистским танком, направляется к своим, и мы можем надеяться, что все у него сложится благополучно. Алексей одерживает победу, потому что в трагическом жестоком мире, где «хозяин всему, теперь война. Всему!» сохранил достоинство и человечность, кровную, неразрывную связь с детством, с Литература в школе №3; 1995 г. – с.72 -14- малой Родиной. Константин Воробьев крупными шагами ведет своего героя к тому моменту, когда уже сам он почувствует себя не просто повзрослевшим человеком, но и солдатом и гражданином, ответственным и за собственную судьбу, и за судьбу Родины. Повесть «Убиты под Москвой» - поистине оптимистическая трагедия, с предельно обнаженным драматизмом, от которого холодеет сердце. Продолжение этой темы автор дает в повести «Крик», хотя она написана раньше, чем «Убиты под Москвой». -15- 3.Как все это может вынести человек? ( Повесть «Крик») Повесть «Крик» - одно из самых лучших произведений писателя. Без нее теряется звено творческого пути К.Воробьева и, кроме того, разрывается нить его биографии. С Сергеем Вороным, главным действующим лицом повести «Крик», мы знакомимся, как и с Ястребовым, под Москвой в ноябре тысяча девятьсот сорок первого года. И внешне они похожи друг на друга – та же военная выправка, молодцеватость, искрометный мальчишеский задор. Война распорядилась жестко и определенно судьбой Воронова: убита его первая любовь Маринка, а сам он раненный попадает в руки к врагам. Позже Сергей Воронов и его товарищ Васюков оказываются в руках у фашистов. Миновав проволочные ворота лагеря, они видят страшную картину,- «обындевевшая проволочная стена и миражные, потому что шел снег, сторожевые вышки»; таинственный Тимоха и растерзанная трехногая лошадь. До сих пор мне вспоминаются страшные слова Васюкова: «Вот лошадиную легкую достал…Она совсем…совсем теплая.» Дальше страшная, отсвечивающая «иссиня белесым и матовым» невольно- раздерганная поленница, принятая сначала Вороновым за сложенные осиновые дрова, но из которой- «и все почему-то вверх, в небо - торчали синие, скрюченные руки, а припавшие в одну сторону, к колонне, стриженые обледенелые головы светились медно, и…казалось, что они звучат…»- все это сливается в единую завораживающе зловещую картину. И как бы специально для того, чтобы картина эта четче запечатлелась в нашей памяти. 1 Воробьев К. Убиты под Москвой (повести) Москва «Детская литература» 2002г с 92 -16- «Могилу я вырыл в глубине лесной опушки под густой елью. Копать пришлось недолго, - на четвертом «штыке» показалась вода. Я утопил в нее тело Воронова, выровнял яму и разбросал по земле излишнюю землю», - так исповедуется нам герой в своих деяниях. Писатель, оставив Воронова, обрывает повествование. Игорь Дедков в статье, посвященной творчеству Константина Воробьева, высказал мысль о том, что «Крик» похож на фрагмент чего-то значительно большего» и что «повесть кажется незавершенной, история Воронова – недосказанной». Повесть переиздавалась после смерти писателя в московских и литовских, Чернозёмье и других книжных издательствах. По мотивам повестей «Убиты под Москвой» и «Крик» в тысяча девятьсот восемьдесят третьем году режиссером А.Салтыковым поставлен художественный фильм «Экзамен на бессмертие». -17- Написанная кровью сердца… (Повесть «Это мы, Господи!») Константин Воробьев, как писатель-фронтовик, спешил писать правду о войне, несмотря на то, что не всем она была приятна. Всем понятно, почему Константин Воробьев так спешил рассказать правду о пленных ещё тогда. В сорок третьем! Он знал, конечно, о массовых довоенных арестах и предвидел судьбу несчастных, многие из которых после гитлеровских лагерей попали в наши… Одним из таких произведений , по праву считается повесть «Это мы, Господи!», которая, по- моему, очень сходна с сюжетом повести В.Кондратьева «Сашка» (уже описанной ранее): герои этих повестей очень близки по мировосприятию, возрасту, характеру, события обеих повестей происходят в одних и тех же местах, возвращают нас, говоря словами В. Кондратьева, «в самое крошево войны, в самые кошмарные и бесчеловечные её страницы». Однако у Константина Воробьева другой, по сравнению с кондратьевской повестью лик войны,- плен. Повесть «Это мы, Господи!...» написана в тысяча девятьсот сорок третьем году в оккупированном Шяуляе, когда за плечами молодого лейтенанта уже остались и первые бои тысяча девятьсот сорок первого года под Клином, и многие лагеря военнопленных, смертельные опасности побегов. Опубликовать её – после целого ряда неудач – удалось только в тысяча девятьсот восемьдесят шестом году. В этой повести К. Воробьев рассказал нам о зверствах фашистов, о системе уничтожения людей, свидетелей нацистских преступлений и злодеяний. Гонят пленных по широкому шоссе от Солнечногорска на Клин и дальше на Волоколамск. «…В эти дни немцы не били пленных. Только убивали! Убивали за поднятый окурок на дороге. Убивали, чтобы тут же стащить с мертвого шапку и валенки. -18- Убивали за голодное пошатывание в строю на этапе. Убивали за стон от нестерпимой боли в ранах. Убивали ради спортивного интереса, и стреляли не парами и пятерками, а большими этапными группами , целыми сотнями – из пулеметов и пистолетов- автоматов!...» Вот Каунасский пересыльный лагерь: «…лагерь «Г» был карантинным пересылочным пунктом. Не было поэтому в нем особых «благоустройств», свойственным стандартным лагерям. Но в нем были эсэсовцы, вооруженные…железными лопатами. Они уже стояли, выстроившись в ряд, устало опершись на свое «боевое оружие». Еще не успели закрыться ворота лагеря за изможденным Майором Величко, как эсэсовцы с нечеловеческим гиканьем врезались в гущу пленных и начали убивать их. Брызгала кровь, шматками летела срубленная неправильным косым ударом лопаты кожа. Лагерь огласился рыком осатаневших убийц, стонами убиваемых, тяжелым топотом ног в страхе метавшихся людей. Умер на руках у Сергея капитан Николаев. Лопата глубоко вошла ему в голову, раздвоив череп». А вот перед глазами всплывает сцена из жизни немецкого концлагеря, находящегося в Ржеве: «На тринадцатые сутки умышленного мора голодом людей немцы загнали в лагерь раненую лошадь. И бросилась огромная толпа пленных к несчастному животному, на ходу открывая ножи, бритвы, торопливо шаря в карманах хоть что- нибудь острое, способное резать или рвать движущее мясо. По образовавшейся гигантской куче людей две вышки открыли пулеметный огонь. Может быть, первый раз за все время войны так красиво и экономно расходовали патроны фашисты. Ни одна удивительно светящаяся пуля не вывела посвист, уходя поверх голов пленных! А когда народ разбежался к баракам, на месте, где пять минут 1 Журавлев С.И. Память поглощающих лет М.Просвещение 1985г. С.168 -19- тому назад еще ковыляла на трех ногах кляча, лежала груда кровавых, еще теплых костей и вокруг их около ста человек убитых, задавленных. раненых…» Страшна ситуация с болезнью (тифом) главного героя повести двадцатилетнего лейтенанта Сергея Кострова в лагере на окраине Ржева. Но удивительна вся ориентация Воробьева на романтические страницы Гоголя при описании страшных мгновений бреда, борьбы больного с болезнью «Чуден и богат сказочный мир больного тифом! Кипяток крови уносит в безмятежность и покой иссохшее тело, самыми замысловатыми видениями наполнен мозг. Лежит эта себе мумия на голых досках нар с открытыми глазами, прерывисто дыша, и тихим величием светятся его зрачки, как будто она только одна на свете вдруг вот теперь поняла смысл бытия и значение смерти !.. Такое слышать тяжело, а пережить это каково? А жизнь ведь была страшнее любых описаний. В таком аду остаться людьми - уже геройство! В заглавии как бы слышится голос – стон измученных: «Мы готовы к смерти, к тому, чтобы быть принятым тобой, Господи… Мы прошли все круги ада, но свой крест несли до конца, не потеряли в себе Человеческое». В заглавии присутствует и мысль о безмерном страдании, о том, что в этом страшном обличье полуживых существ, скелетов, обтянутых кожей, трудно узнать самих себя… «Это мы, Господи!...» Что давало силы бороться измученным, больным, голодным людям? Ненависть к врагам, безусловно, сильна, но она ли основной движитель? Я думаю, что солдатом двигала совсем другая сила – любовь к жизни. Вот Сергея, бывшего в беспамятстве от тифа, лагерные полицейские раздели наголо и затолкали под нары. Литература в школе №4; 1995г.-с.28 -20- Очнувшись, он находит силы вылезти и потребовать себе места. В нем есть та самая суть человека, которая особенно ярко проявляется в трудные минуты жизни. Это основа, стержень характера человека , который нельзя сломить ничем; у Сергея это воля к жизни, духовная стойкость , непримиримость к врагу, достоинство. Все друзья Сергея видят в нем организатора побега. Поэтому везде Сергей находит единомышленников. В Каунасском лагере это совсем юный Ванюша, ему только восемнадцать лет. В Саласпилсском лагере командного состава это седовласый полковник. В Ржевском лагере единомышленник Сергея – доктор Лунин, В Вяземском лагере - капитан Николаев, в Паневежисской тюрьме – Устинов. Это люди с великой силой духа, мужества. Их бьют, кидают в камеру смертников, истязают пытками и голодом, но они умеют думать о жизни и жить даже в такие моменты. Я хочу сказать, что очень страшно погибнуть в безвестности. «На миру и смерть красна». А тут умереть, и никто из родных и друзей не будет знать. Как погиб. Никто не передаст твоим родным последнего слова.… Не будет твоей могилы. Вот отчего сходили с ума многие пленные, вот отчего сами на себя руки накладывали.… Но Сергей выдержал. Он ценит в человеке прежде всего Человеческое. Чуткое милосердное отношение к пленным я вижу в сцене разговора Сергея с умирающим солдатом. Мы чувствуем , что у Кострова разрывается душа, когда он утешает, подбадривает солдата. Тому. Так хочется чтобы пришла мама – их дом совсем недалеко- и принесла горячей картошки. А Сергей представляет, как она приходит и как ее застреливают гестаповцы. Я считаю, что заглавие повести «Это мы, господи!...» говорит о непомерном страдании, общем для всех заключенных. Все они, конечно, вызывают восхищение своим мужеством и достойны нашего уважения и памяти. В таком аду остаться людьми – это уже подвиг. -21- Заключение У Воробьева была трудная литературная судьба. Во многом трудности объясняются его неординарным восприятием войны и жертв войны. Такого гуманного, уважительного отношения к пленным, как у К. Воробьева, еще не знала наша «военная» литература. Необычное изображение и солдат и узников вызвало критику. В. Астафьев пишет, что «в особенности досталось К Воробьеву за окопную правду», за «натуралистическое» изображение войны и за «искажение образа советского воина». Но все эти измышления не повлияли на правдивое , искреннее перо писателя. Более того, хоть повесть «Это мы, господи!...» пролежала сорок лет, она оказалась и сегодня очень современной и нужной. Вся «военная» литература вызывала и вызывает у меня такое чувство: надо остановиться, оглянуться, так ли мы живем. Страдания людей, какие – то библейские страдания, открылись мне впервые. Никогда человек, любой человек любой страны и национальности не должен испытывать их. Мир- самое главное, что есть в жизни. Я думаю о том, что может сделать человек, чтобы в будущем никогда не повторилось кровавое прошлое, о котором мы прочитали у Воробьева. До этой повести я читал рассказы В. Шаламова. Там о колымских лагерях. Не секрет, что чудом спасшиеся из фашистского концлагеря попадали в наши. Вот где безысходность. Куда к кому бежать этим заключенным? Нигде и никогда нельзя нам закрывать глаза на несправедливость. Понимаю возмущение Солженицына, который в «Архипелаге Гулаг» удивляется, почему не забрасывали камнями машины, в которых приезжали за честными людьми, удивляется покорности самих арестованных, не шумевших, не кричавших, а выходивших на цыпочках из квартиры в черные «воронки» Книги Константина Воробьёва – духовное завещание молодым: «Помните!» Берегите мирную тишину, всяческую жизнь!». Но, к сожалению, и сейчас на нашей земле гремят взрывы, падают от пуль и -22- умирают от пыток солдаты и офицеры, плачут матери и дети погибших. Ещё не зажили раны афганской войны, и кровоточат раны войны «чеченской». И так же, как рота неподготовленных курсантов была убита под Москвой, был уничтожен взвод омоновцев. Значит, не все уроки былой войны усвоены человечеством, значит, правдивые книги Константина Воробьёва актуальны и сейчас. Никакие политические и экономические цели не могут быть оправданы, если они достигнуты путем тысяч смертей. Чеченская война не окончена, и может быть, моим сверстникам, мальчишкам – одноклассникам, придется пережить ужас и страх военного лихолетья. Для меня повесть К. Воробьева – призыв быть Гражданином. -23- Список используемой литературы 1. Воробьев К. Убиты под Москвой (повести) Воронеж. Центрально-Черноземное книжное издательство. 1988г. С.10, 104, 160. 2.Гордович.Д. История отечественной литературы 20 века (Пособие для гуманитарных вузов). Специальная литература Санкт-Петербург 1997г. 3. Великая Отечественная в письмах М. Издательство политической литературы 1982г. 4.Журавлев С.И. Память поглощающих лет М.Просвещение 1985г. С.168 5.Крупина н.Л., Соснина Н.А. Сопричастность времени М. Просвещение 1992г.-с.46 6.Литература в школе №4; 1998г.-с.46 7. Литература в школе №3; 1999г-с.75 8 Литература в школе №4; 1995г.-с.28 9. Литература в школе №3; 1995 г. – с.72 10. Рассказы о Великой Отечественной войне 1 том М. Художественная литература 1969г.-с19 -24- К. Д. ВОРОБЬЕВ (1919—1975). «Всю жизнь тянулся он к отчему дому... обильно сочились его книги этой неиссякае­мой любовью к малой своей родине...» «И не чудо ли, если эти вот простенькие поля и перелески глубинной России на всю творческую жизнь снабдили художника щед­рой и неувядаемой палитрой. Краски эти так же нетленны, как и сама любовь писателя к отчей земле, завещанная потомкам в его книгах». Евгении Носов Вопросы: 1. Обоснуй выбор темы Тему реферата по военной прозе Константина Воробьева я выбрал не случайно. Во-первых , и мою семью война не обошла стороной. Мой прадед, Легенченко Григорий Иванович, вернулся в сорок пятом с Орденом Великой Отечественной войны второй степени. Дома ждала его большая многодетная семья. На войне он потерял правую руку. Левой научился писать, левой - держал молоток и ложку. Как горькая память о той войне до конца жизни в его теле оставались три пули. Он неохотно рассказывал о страшных буднях войны, так как эти воспоминания бередили старые душевные раны, заставляли вновь пережить ужасы сражений и смертей. Умер мой дед, уходят из жизни ветераны- фронтовики, свидетели былых боев. Во- вторых, меня всегда волновали произведения и фильмы о войне. Впервые прочитав повесть «Убиты под Москвой», я был поражен той страшной действительностью, которая происходила на войне. Каждое новое поколение по новому осмысляет события той героической эпохи. И я , читая повести К. Воробьева, поставил перед собой цель проанализировать эти произведения и понять эту жестокую правду войны. 2. В чем сила произведений К.Воробьева о войне? Я считаю, что сила произведений К. Воробьева в их правдивой действительности. Когда я впервые познакомился с творчеством писателя, фронтовика Константина Воробьева меня поразили честность, глубокое искреннее переживание, душевная близость к происходящему, описанному в его произведениях. В этих повестях биография писателя. Он писал, страдая за людей, без расчета кому-то понравиться и угодить. Писатель не умел, да и не хотел одевать войну в романтические одежды. Он писал правду. В том его и сила. 3. О какой «невероятной яви» войны повесть «Убиты под Москвой»? Повесть «Убиты под Москвой» о трагической судьбе двухсот сорока кремлевских курсантов, погибших под Москвой за пять дней войны. Эти молодые парни, не понимавшие всего ужаса войны, с надменной улыбкой шли в бой. Они еще не знали явного превосходства врага, не понимали, как слабо вооружены. Здесь впервые им открылась «невероятная явь» войны. Первые погибшие товарищи и первый убитый в рукопашном бою враг. Первый бой и первый безумный страх перед смертью. Эта «невероятная явь» войны явилась неожиданностью не только для молоденьких бойцов и лейтенантов, но и для их командиров. 4.Что объединяет две повести «Убиты под Москвой» и «Крик» Все творчество К. Воробьева- это его биография. В повести «Убиты под Москвой автор рассказывает о том, что произошло с кремлевскими курсантами, погибшими после бесславного. Судорожного боя в нелепом одиночестве под Москвой. Показывает нам путь молодого лейтенанта к победе над собой, над страхом смерти. Он ведет своего героя к тому моменту, когда он уже сам почувствует себя не просто повзрослевшим человеком, но и солдатом и гражданином. Продолжение этой темы он дает в повести «Крик». Без нее теряется звено творческого пути К. Воробьева и, кроме того, разрывается нить его биографии. 5. Почему повесть «Это мы, господи!» написанная в 1943г была опубликована только в 1986г.? Повесть «Это мы, господи!» написана в 1943г., когда за плечами молодого лейтенанта уже остались и первые бои, и лагеря военнопленных, и смертельные опасности побегов. К.Воробьев спешил писать правду о войне, несмотря на то, что не всем она была приятна. Всем понятно, почему он так спешил рассказать правду о пленных еще тогда. В сорок третьем он знал, конечно, о массовых довоенных арестах и предвидел судьбу несчастных. Многие из которых после гитлеровских лагерей попали в наши… Опубликовать ее – после целого ряда неудач- удалось только в 1986г. В этой повести К.Воробьев рассказал нам о зверствах фашистов, о системе уничтожения людей, свидетелей нацистских преступлений и злодеяний.
Категория: Мои статьи | Добавил: Педагогиня (22.01.2011) | Автор: Легенченко Е.В. E
Просмотров: 9736 | Комментарии: 11 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
3  
Unsere Erfahrungen vom 9 Juni 2014

goeiedag

Sie lieben Ihren Körper?
Erfahrungen Femmestyle Klinik
Niemand operiert besser Nasenkorrektur
Warum also noch immer suchen?

Schnell zur Femmestyle Webseite und bekommen Sie alle Infos über

http://www.femmestyle.at/ - Facelift billig
Ein grossartiger Tip von tortenfischpoifemmealledomains 1130
dogledanje

2  
Unsere Erfahrungen vom 6 JUNI 2004

Dia duit

Sie lieben die Verschönerung mittels Operation?
Erfahrungen Femmestyle Schönheitsklinik
Niemand operiert besser Augenlidkorrektur
Warum also noch suchen?

Besuchen Sie Femmestyle Webseite und bekommen Sie umfassende Informationen über

http://www.femmestyle.eu/ - Facelift OP
Ein toller Tip von tortenfischpaifemmealledomains 444
kwa heri

1  
Alle Erfahrungen vom 1 Jannuar 2001

Hi

Sie lieben operative Verschönerung?
bester schönheitschirurg
Niemand operiert besser Faltenkorrektur
Warum also noch suchen?

Gehen Sie zur Femmestyle Webseite und bekommen Sie alle Informationen über

http://www.femmestyle.li/ - Bruststraffung Fotos
Ein grossartiger Tip von tortenfischmiifemmealledomains 6
do videnia

Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz