Среда, 18.07.2018, 15:31
Приветствую Вас Гость | RSS

Легенченко Елена Васильевна

Меню сайта
Категории раздела
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Программные требования к усвоению содержания математических знаний, умений и навыков, их глубина и объем.
На первой ступени школьного обучения в ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для досгижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностными результатами обучающихся являются: готов­ность ученика целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования математической сущности предмета (явления, события, факта); способность ха­рактеризовать собственные знания по предмету, формулиро­вать вопросы, устанавливать, какие из предложенных матема­тических задач могут быть им успешно решены; познаватель­ный интерес к математической науке. Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения математических характеристик, устанавливать количественные и пространственные отношения объектов окружающего мира, строить алгоритм поиска необходимой информации, опреде­лять логику решения практической и учебной задач; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи. Предметными результатами обучающихся являются: осво­енные знания о числах и величинах, арифметических действи­ях, текстовых задачах, геометрических фигурах; умения выби­рать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий, способы нахождения ве­личин, приёмы решения задач; умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, таблицы, диаграммы для решения математических задач. Основное содержание обучения в примерной программе представлено разделами: «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины", «Работа с информацией». Новый раздел «Работа с информацией» изучается на основе содержания всех других разделов курса математики. Примерная программа по математике позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения. Предусмотрено резервное свободного учебного времени - 40 учебных часов на 4 учеб­ных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского напои нения указанных содержательных линий. В процессе изучения курса математики у обучающихся формируются представления о числах как результате счёта и измерения, о принципе записи чисел. Они учатся выполнять устно и письменно арифметические действия с числами, на­ходить неизвестный компонент арифметического действия по известным, составлять числовое выражение и находить его значение в соответствии с правилами порядка выполнения действий; накапливают опыт решения арифметических задач. Обучающиеся в процессе наблюдений и опытов знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают на­чальные навыки изображения геометрических фигур, овладе­вают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности уме­ния, связанные с представлением, анализом и интерпретаци­ей данных. В результате освоения предметного содержания курса ма­тематики у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности. Простое заучивание правил и определений уступает место установлению отличи­тельных математических признаков объекта (например, пря­моугольника, квадрата), поиску общего и различного во внеш­них признаках (форма, размер), а также в числовых характе­ристиках (периметр, площадь). Чтобы математические знания воспринимались учащимися как личностно значимые, т. е. действительно нужные ему, требуется постановка проблем, актуальных для ребёнка данного возраста, удовлетворяющих его потребности в познании окружающего мира. Этому также способствуют разные формы организации обучения (парные, групповые), которые позволяют каждому ученику осваивать нормы конструктивного коллективного сотрудничества. На уроках математики младшие школьники учатся выявлять изменения, происходящие с математическими объектами, устанавливать зависимости между ними в процессе измере­ний, осуществлять поиск решения текстовых задач, проводить анализ информации, определять с помощью сравнения (со­поставления) характерные признаки математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур, зависи­мостей, отношений). Обучающиеся используют при этом простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строят и преобразовывают их в соответствии с удержанием задания (задачи). В ходе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком: развивается умение читать математи­ческий текст, формируются речевые умения (дети учатся высказывать суждения с использованием математических терми­нов и понятий). Школьники учатся ставить вопросы по ходу выполнения задания, выбирать доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы ре­шения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Математическое содержание позволяет развивать и орга­низационные умения: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий; осущес­твлять контроль и оценку их правильности, поиск путей пре­одоления ошибок. В процессе обучения математике школьники учатся участ­вовать в совместной деятельности: договариваться, обсуждать, приходить к общему мнению, распределять обязанности по поиску информации, проявлять инициативу и самостоятель­ность. Образовательные и воспитательные задачи обучения мате­матике решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приёмов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традицион­ных и новых методов обучения, использование технических средств. Для развития мотивационно-волевой сферы личности обучающегося в процессе обучения математике важно созда­вать ситуации, в которых он познаёт разнообразие математи­ческих отношений в реальной жизни, приобретает уверенность в своих силах при решении поставленных задач, развивает во­лю и настойчивость, умение преодолевать трудности. Содержание примерной программы по математике позво­ляет шире использовать дифференцированный подход к уча­щимся. Это способствует нормализации нагрузки обучающих­ся, обеспечивает более целесообразное их включение в учеб­ную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в математическом развитии. Основное содержание примерной программы предстала* но в двух частях: собственно содержание курса математики начальной школе и основные виды учебной деятельности школьника. Преломление видов учебной деятельности в предметном содержании отражено в тематическом планирование в графе «Характеристика деятельности учащихся». Раздел «Тематическое планирование» представлен тремя вариантами: базовым вариантом и двумя вариантами и расширенным изучением отдельных разделов курса. Первый вариант планирования не только обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но И расширяет представления обучающегося о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, развивает эрудицию, воспитывает математическую культуру. Усиление геометрической направленности курса математики во втором варианте планирования способствует более углублённому рас­смотрению вопросов, связанных с геометрией. В процессе изу­чения курса развиваются пространственное воображение и конструкторские умения школьника. Вместе с тем он учится строить математические рассуждения, связанные с аналц3оМ чертежей, геометрических фигур, моделей, объяснять факты с помощью математических методов (приёмов): геометрическое моделирование, поиск вариантов (объединения, разбиения) и т. д. Третий вариант планирования в большей степени, чем остальные, ориентирован на развитие у обучающихся умения работать с данными. В нём расширен раздел по работе с информацией. Школьники не только учатся обнаруживать и интерпретировать информацию по заданному плану (алго­ритму), но и участвуют в самостоятельном составлении раз­личных схем, инструкций, алгоритмов по сбору, анализу и представлению информации. Тематическое планирование представлено в табличной форме. Оно включает основное содержание курса, собственно тематическое планирование и характеристику основных видов учебной деятельности учащихся. Содержание начального общего образования по учебному предмету Числа и величины Счёт предметов. Чтение и запись чисел от нуля до милли­она. Классы и разряды. Представление многозначных чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел, знаки сравнения. Измерение величин; сравнение и упорядочение велики. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), вмести­мости (литр), времени (секунда, минута, час). Соотношения между единицами измерения однородных величин. Сравнение и упорядочение однородных величин. Доля величины (поло­шим, треть, четверть, десятая, сотая, тысячная). Арифметические действия ( Сложение, вычитание, умножение и деление. Названия компонентов арифметических действий, знаки действий. Таблица сложения. Таблица умножения. Связь между сложением и вычитанием, умножением и делением. Нахождение и-mi шестого компонента арифметического действия. Деление с остатком. Числовое выражение. Установление порядка выполнения действий в числовых выражениях со скобками и без скобок. Нахождение значения числового выражения. Использование свойств арифметических действий в вычислениях (перестановка и группировка слагаемых в сумме, множителей в произве­дении; умножение суммы и разности на число). Алгоритмы письменного сложения, вычитания, умножения и деления многозначных чисел. Способы проверки правиль­ности вычислений (алгоритм, обратное действие, оценка достоверности, прикидка результата, вычисление на калькуляторе). Работа с текстовыми задачами Решение текстовых задач арифметическим способом. Планирование хода решения задачи. Представление текста задачи (таблица, схема, диаграмма и другие модели). Задачи, содержащие отношения «больше (меньше) на...», «больше (меньше) в...». Зависимости между величинами, характеризующими процессы: движения, работы, купли-продажи и др. Скорость, время, путь, объём работы, время, производитель­ность труда; количество товара, его цена и стоимость и др. Задачи на нахождение доли целого и целого по его доле. Пространственные отношения. Геометрические фигуры Взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости (выше-ниже, слева-справа, сверху-снизу, ближе-дальше, между и пр.). Распознавание и изображение геометрических фигур: точ­ка, линия (кривая, прямая), отрезок, ломаная, угол, много­угольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг. Использование чертёжных инструментов для выполнения построений. Геометрические формы в окружающем мире. Распознава­ние и называние: куб, шар, параллелепипед, пирамида, ци­линдр, конус. Геометрические величины Геометрические величины и их измерение. Измерение дли­ны отрезка. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, деци­метр, метр, километр). Периметр. Вычисление периметра многоугольника. Площадь геометрической фигуры. Единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр). Точное и приближённое измерение площади геометр ческой фигуры. Вычисление площади прямоугольника. Работа с информацией Сбор и представление информации, связанной со счетов (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализирование полученной информации. Построение простейших логических выражений с помощью логических связок и слов («... и/или ...», «если ..., то ...», «верно неверно, что ...», «каждый», «все», «найдётся», «не»); истинность утверждений. Составление конечной последовательности (цепочки) предметов, чисел, геометрических фигур и др. по правилу Составление, запись и выполнение простого алгоритма, плана поиска информации. Чтение и заполнение таблицы. Интерпретация данных таблицы. Чтение столбчатой диаграммы. Основные виды учебной деятельности •Моделирование ситуаций, требующих упорядочения предметов и объектов по длине, массе, вместимости, време­ни; описание явлений и событий с использованием величин. •Обнаружение моделей геометрических фигур, математи­ческих процессов зависимостей в окружающем мире. •Анализ и разрешение житейских ситуаций, требующих умений находить геометрические величины (планировка, раз­метка), выполнять построения и вычисления, анализировать зависимости. •Прогнозирование результата вычисления, решения за­дачи. •Планирование хода решения задачи, выполнения задания на измерение, вычисление, построение. •Сравнение разных приёмов вычислений, решения задачи; выбор удобного способа. •Пошаговый контроль правильности и полноты выполне­ния алгоритма арифметического действия, плана решения текстовой задачи, построения геометрической фигуры. •Поиск, обнаружение и устранение ошибок логического (в ходе решения) и арифметического (в вычислении) характера. •Сбор, обобщение и представление данных, полученных в ходе самостоятельно проведённых опросов (без использова­ния компьютера). •Поиск необходимой информации в учебной и справочной литературе. К концу обучения в начальной школе будет обеспечена го­товность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их математического воспитания - осознание возможностей и роли математики в и
окружающего мира, понимание математики как час mь культуры; - способность проводить исследование предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности (числовые характеристики объекта, форма, размеры, продолжительность, соотношение частей и пр.); - применение общеучебных умений (анализа, сравнения, обобщения, классификации) для упорядочения, установления закономерностей на основе математических фактов, создания и применения моделей для решения задач, формулирования правил, составления алгоритма выполнения действия; - моделирование различных ситуаций, воспроизводящих мысль арифметических действий, математических отношений и зависимостей, характеризующих реальные процессы (движе­ние, работа и т. д.); -выполнение измерений в учебных и житейских ситуаци­ях, установление изменений, происходящих с математически­ми объектами; проверка хода и результата выполнения математического задания, обнаружение и исправление ошибок. ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ Под термином «информационная грамотность» понимает­ся совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факуль­тативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, ор­ганизации информации и по созданию своих информацион­ных объектов, например, при работе над проектами. Предполагается, что в результате освоения общих навыков работы с информацией выпускники начальной школы будут уметь: •оценивать потребность в дополнительной информации; •определять возможные источники информации и спосо­бы её поиска; •осуществлять поиск информации в словарях, справочни­ках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете; получать инфор­мацию из наблюдений, при общении; •анализировать полученные сведения, выделяя признаки и их значения, определяя целое и части, применяя свёртывание информации и представление её в наглядном виде (таблицы, схемы, диаграммы); •организовывать информацию тематически, упорядочи­вать по алфавиту, по числовым значениям; •наращивать свои собственные знания, сравнивая, обоб­щая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях; •создавать свои информационные объекты (сообщения, небольшие сочинения, графические работы); •использовать информацию для построения умозаключений; •использовать информацию для принятия решений; •при работе с информацией применять средства инфор­мационных и коммуникационных технологий. Умения, относящиеся к информационной грамотности, уче­ники могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий, а именно: • с неполными исходными данными, требующих принятия
решения о том, какие именно сведения необходимы для выполнения этих заданий; · требующих поиска дополнительных сведений в учебни­ках по другим предметам, справочниках, энциклопедиях и прочих изданиях; •в которых ученик в конкретных ситуациях должен делать самостоятельные выводы на основе сообщаемых сведений; •в которых ученик должен выполнять реферирование или конспектирование каких-либо источников информации; •в которых ученик имеет дело с двумя или более спосо­бами организации информации, задающими порядок относи­тельного расположения объектов (алфавитный, порядковый, тематический, хронологический и т. д.), причём, как минимум, одним из этих способов он должен расположить информацию самостоятельно; •в которых требуется представить какие-либо имеющие­ся или полученные сведения (данные) в двух или более ви­дах: текст, таблица, диаграмма, график (за исключением гра­фиков функций), рисунок, схема в виде графа (т. е. в виде набора точек и соединяющих их линий со стрелками или без них), в том числе схемы причинно-следственных связей или иных отношений; •в которых ученик должен представить (изложить) одни и те же сведения двумя или более способами, ориентированны­ми на разную аудиторию; каждый из способов может быть как однородным (например, текст), так и комбинированным (текст, набранный разными шрифтами, со схемами или кар­тинками); •предполагающих выполнение каких-либо самостоятель­ных действий с техникой для приёма, передачи или обработ­ки информации: телефон, радио, телевизор, магнитофон, дик­тофон, фотоаппарат, видеокамера, копировальный аппарат, компьютер. Кроме того, умения, относящиеся к информационной гра­мотности, формируются целевым образом на уроках по пред­метам и во внеурочной деятельности. Представленная ниже информация составлена по материалам примерных программ, а также по -материалам кружков и факультативов. Оценивать потребность в дополнительной информации Определять возможные источники информации и способы её поиска. Осуществлять поиск информации в словарях, спра­вочниках, энциклопедиях, библиотеках, Интернете. Получать информацию из наблюдений, при общении Организовывать информацию тематически, упорядочивать по алфавиту, по числовым значениям Математика. Составление числовых последовательностей, группировка чисел по заданному или самостоятельно установ­ленному правилу. Сравнение и упорядочение величин по раз­ным признакам: массе, вместимости, времени, стоимости. Наращивать свои собственные знания, сравнивая, обоб­щая и систематизируя полученную информацию и имеющиеся знания, обновляя представления о причинно-следственных связях Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив. Классификация. Выделение групп однородных предметов сре­ди приведённых и формулирование названий этих групп. Со­отнесение общих названий и отдельных предметов. Формули­рование разных общих названий отдельного предмета. Пост­роение одно- и двухуровневых схем родовидовых отношений. Поиск общего в составных частях и действиях у всех предме­тов из одного класса (группы однородных предметов). Создавать свои информационные объекты (сообщения, не­большие сочинения, графические работы) Математика. Внеурочная деятельность. Факультатив. Высказывания. Логическая операция. Логический вывод. По­строение сложных высказываний путём применения логических операций к более простым. Запись выводов в виде правил «если - то». Составление коротких цепочек правил «если -то» по заданной ситуации. При работе с информацией применять средства информа­ционных и коммуникационных технологий Литература 1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. 2.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть 1, Часть 2— М.: Просвещение, 2010. 3.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. —М.: Просвещение, 2010. 4.Планируемые результаты начального общего образования, (под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б.Логиновой) — М.: Просвещение, 2010. 5.Проектные задачи в начальной школе под ред А.Б.Воронцова, —М.:Просвещение,2010 6.Рекомендации по проектированию учебного процесса, направленного на достижение требований стандарта к результатам освоения основных образовательных программ 7.Оценка достижений планируемых результатов. Система заданий—М.:Просвещение,2010 8.Базисный учебный (образовательный) план образовательных учреждений российской федерации, реализующих основную образовательную программу начального общего образования. —М.:Просвещение,2010. 9.Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. — М.: Просвещение, 2010. 10.Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. —М.: Просвещение, 2010. 11.Учебные ситуации Систематизированное описание учебных задач и ситуаций, обеспечивающих возможность реализации системы внутренней оценки; дидактические и раздаточные материалы.
Категория: Мои статьи | Добавил: Педагогиня (11.02.2011) | Автор: Легенченко Елена Васильевна
Просмотров: 1177 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz