Диагностика
определения
интенсивности познавательной потребности
(по
B.C. Юркевич)
Цель: определение чувствительности к новизне и любознательности
обучающихся 2класса
Подготовительный этап.
Ребята,
вы уже второй год учитесь в школе. За это время мы с вами проводили много
разных диагностик. Определяли подготовленность каждого из вас к школе, выявляли
самочувствие ученика в школе, уровень вашей воспитанности, сплоченность нашего
коллектива. Сегодня я хочу предложить вам определить вашу познавательную потребность.
Давайте
вспомним чем мы занимались в школе и подумаем зачем дети приходят в школу?
Просмотр видеофрагмента о
том, что такое школа и зачем дети сюда приходят.
-
Зачем дети приходят в школу? «Делать
маленькие открытия», «Узнавать новое»
- Сейчас
мы определим, любите ли вы узнавать
новое.
- Для этого я подготовила специальные
вопросы. Они записаны в табличке. Ваша задача представить ситуацию, о которой я
говорю и правдиво ответить на вопрос.
-
Итак, начинаем (учитель медленно читает
вопросы, делает паузы)
-
Возьмите линейки и откройте только первую строчку.
№ п/п
|
Варианты
ответов
|
1
|
а
|
б
|
в
|
2
|
а
|
б
|
в
|
3
|
а
|
б
|
в
|
4
|
а
|
б
|
в
|
5
|
а
|
б
|
в
|
1.Как
часто вы, не отрываясь (час – полтора), занимаетесь
какой-нибудь умственной работой?
а)
часто;
б)
иногда;
в)
очень редко.
-
Обведите ту букву на первой строчке, которая соответствует вашему ответу.
-
Открываем вторую строчку и внимательно слушаем
2.
Что вы предпочитаете, когда вам задан
трудный вопрос «на сообразительность»?
а) помучаюсь,
но сам найду ответ;
б)
когда как;
в)
попрошу подсказать мне взрослых
- Обведите ту букву на второй строчке, которая соответствует вашему ответу.
-
Открываем третью строчку и внимательно слушаем
3.Много ли вы читаете дополнительной литературы?
а)
постоянно много;
б)
иногда много, иногда ничего не читаю;
в)
мало или совсем ничего не читаю.
-
Обведите ту букву на третьей строчке, которая соответствует вашему ответу.
-
Открываем четвертую строчку и внимательно слушаем
4.
Насколько эмоционально каждый из вас
относится к интересному для вас занятию, связанному с умственной работой?
а) очень эмоционально;
б) когда как;
в) эмоции ярко не выражены.
-
Обведите ту букву на четвертой строчке, которая соответствует вашему ответу.
-
Открываем пятую строчку и внимательно слушаем
5.Часто
ли вы задаете вопросы?
а)
часто;
б)
не очень
в)
очень редко.
-
Обведите ту букву на пятой строчке, которая соответствует вашему ответу.
-
Спасибо за работу, а ее результаты я вам сообщу позже.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса
обучения и разностороннее развитие
личности ребенка предполагает
необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков
детей, их познавательной активности, способности самостоятельно решать практические
задачи в жизненных ситуациях.
Работу над проблемой развития
познавательных способностей детей, начатую в первом классе, я продолжила впоследствии.
Следуя
личностно-ориентированному подходу, я строю процесс внеклассной работы так, что
ученики не только овладевают знаниями, но, прежде всего, умениями их добывать.
Я учу своих
воспитанников творчеству, используя
продуктивные методы – проблемные, частично-поисковые, исследовательские
– в комплексе с организационными формами – групповыми парными, коллективными,
индивидуальными. Внеклассная работа, проводимая на таком уровне, делает
учеников активными, коммуникабельными, самостоятельными, творчески мыслящими, а
внеклассные занятия необычными, интересными. Обучающиеся становятся
равноправными участниками процесса обучения, организованными и
работоспособными.
-
Подведем итоги. (раздаем по несколько
листочков участникам семинара)
- Подсчитайте количество ответов а. Занесем их в сводный бланк данных
- Подсчитайте количество
ответов б. Занесем их в сводный бланк данных
- Подсчитайте количество ответов в. Занесем их в сводный бланк данных
Ответы
|
Количество
ответов
|
Всего по классу
|
а
|
2 + 3+ 4+…= (считаем
сколько всего)
|
|
б
|
|
|
в
|
|
|
Ответы «а» свидетельствуют о
высокой степени выраженности
познавательной потребности, ответы «б» - об умеренной, ответы «в» - о низкой
познавательной потребности. Таким образом, можно увидеть наглядную картинку.
Вывод о познавательной активности
Данная диаграмма позволяет
наглядно увидеть уровень познавательной активности моих учеников. Мы видим, что
в классе преобладает высокий уровень И я надеюсь , что с годами, у ребят не
пропадет интерес к учебе, к знаниям, потребность узнавать новое, потому что в
нашей школе уделяется большое внимание этой проблеме.
|