Развитие навыков учебной деятельности дошкольников
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В настоящее время все больше внимания уделяется проблеме формирования навыков учебной деятельности у младшего школьника. Проблема формирования этой стороны готовности ребенка к школе возникла несколько десятилетий назад в связи с изменением сроков начала систематического обучения. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к школе: у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения; среди них значительно больше неуспевающих. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения дошкольника в детском саду и семье. Ее содержание определяется системой требований, которые школа предъявляет к ребенку. Эти требования заключаются в необходимости ответственного отношения к школе и учебе, произвольного управления своим поведением, выполнения умешенной работы, обеспечивающей сознательное усвоение знании, установления со взрослыми и. сверстниками взаимоотношении, определяемых совместной деятельностью. Качества, требующиеся школьнику, не могут, по мнению психологов, сложиться вне процесса школьного обучения. Как указывает ФА Сохин, психологическая готовность к школе заключается не в том, что у ребенка оказываются уже сформированными сами эти качества, а в том, что он овладеет предпосылками к последующему их усвоению. Задача выявления степени психологической готовности ребенка к обучению в школе - это есть задача установления предпосылок собственно «школьных»психологических качеств, которые должны быть сформированы у ребенка к моменту поступления в школу. Специальные исследования, проведение в разных странах, показали, что количество детей, не готовых к обучению в школе уменьшается от пяти до семи лет, т.е. чем старше ребенок, тем меньше вероятность оказаться среди «неготовых». В зависимости от возраста , в котором начинается обучение, число «неготовых» колеблется от 10% до 50% в городских школах и может достигать 75% в сельских школах. Рассмотрим, в чем же проявляется неподготовленность к школьному обучению. Приведем ряд высказываний Т.И, Бабаевои по этому поводу: «Не подготовленный к школе ребенок не может сосредоточиться на уроке, часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. У не подготовленного к школе ребенка слабо развиты связная речь и умственные способности - он не умеет задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у него нет привычки к элементарному контролю над собой. Такой ребенок часто малоинициативен, тяготеет к шаблонным действиям и решениям, не стремится к творчеству. Его затрудняет общение с взрослыми и сверстниками по поводу учебных задач, нет интереса к познанию». В чем же заключается подготовка к школе? Вот что об этом пишет Л.А. Венгер: «Первым условием успешного учения ребенка в начальной школе является наличие у него соответствующих мотивов: отношения к нему как к важному общественно значимому делу, стремления к приобретению знаний, интереса к определенным учебным предметам. Только наличие достаточно сильных и устойчивых мотивов учения может побудить ребенка к систематическому и добросовестному выполнению обязанностей, налагаемых на него школой. Предпосылками возникновения этих мотивов служат, с одной стороны, формирующееся к концу дошкольного детства общее желание детей поступить в школу, приобрести почетное в глазах ребенка положение школьника и, с другой стороны, развитие любознательности, умственной активности, обнаруживающиеся в живом интересе к окружающему, в стремлении узнать новое». Неоднократно проводившиеся опросы детей в подготовительных группах детского сада показали, что поступить в школу хотят практически все дети, хотя обоснование этого желания они дают различное. Часть детей в качестве привлекательных моментов школьной жизни указывает получение знаний, другая часть ссылается на внешние аксессуары - обладание портфелем, звонки, перемены, общение с учителем и др. Это, однако, не означает, как пишет Л.А. Венгер, что подобные дети мотивационно к школе не готовы. Решающее значение имеет само положительное отношение к ней, создающее благоприятные условия для последующего формирования более глубокой, собственно учебной мотивации. Формирование любознательности, умственной активности непосредственно связано с выделением познавательных задач, которые первоначально не выступают для ребенка как самостоятельные, будучи вплетены в выполнение практической деятельности. Серьезное значение в выделении и принятии детьми познавательных задач имеет обучение на занятиях в детском саду, где происходит постепенный переход от выполнения заданий, облеченных в форму игры или одного из продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования и др.), к выполнению заданий собственно познавательного характера, направляющих детей на осознанное выполнение умственной работы. Следующее условие успешности учения заключается в развитии произвольности, управляемости поведения. Произвольность внешнего, двигательного поведения обеспечивает ребенку возможность выдерживать школьный режим, в частности организованно вести себя на уроках. Произвольное управление внутренними, психическими действиями необходимо для целенаправленного наблюдения явлений, сохранения сосредоточенности внимания даже в тех случаях, когда материал не представляет для ребенка непосредственного интереса, для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений с применением соответствующих приемов, для последовательного обдумывания хода решения задач и т.п. Становление иерархии мотивов дало основания А.Н. Леонтьеву назвать дошкольный возраст возрастом фактического «складывания» личности. Вместе с тем, как указывают данные исследований Н.И. Непомнящей, В.К. Котырло и других авторов, в старшем дошкольном возрасте существенно возрастает целенаправленность действий ребенка, складывается механизм установления отношения мотива деятельности к цели отдельных действий. Итак, важно, что в дошкольном возрасте складывается механизм произвольного поведения, который в процессе школьного обучения обеспечивает переход к новому типу поведения в целом. К.В. Бардин пишет, что ребенок к моменту поступления в школу должен обладать определенным уровнем общего развития. Прежде всего, под этим подразумевается интеллектуальный уровень - запас знаний и представлений, умение выполнять умственную работу. Также ребенок должен быть развит физически. Не менее важными являются навыки речевого общения, развития мелкой моторики руки и зрительно-двигательной координации. Систематическое усвоение детьми знаний на занятиях в детском саду составляет основу овладения некоторыми элементами учебной деятельности. Дошкольники овладевают умениями слушать и последовательно выполнять указания взрослого, подчинять свои действия правилам, определяющим способ их выполнения. Осознанное подчинение действия правилу - важная предпосылка последующего перехода к осознанию способа действия и направленности на овладение им. Психологические предпосылки включения ребенка в коллектив класса и школы складываются у старших дошкольников в результате их участия в совместной деятельности со сверстниками в группе детского сада. Вот что об этом писал Л.А. Венгер: «У детей формируется умение согласовывать действия с другими детьми, осознавать собственные успехи и неудачи в их отношении к целям совместной деятельности». Следует отметить, что эти качества не снимают полностью трудностей, с которыми сталкивается ребенок в процессе адаптации к классному коллективу, отличающемуся от группы детского сада такими важнейшими особенностями, как цели и формы совместной деятельности, критерии, определяющие статус ребенка в группе, характер взаимоотношений детей с взрослыми и т.п. Однако, обеспечивая ребенку первоначальную ориентировку в условиях совместной деятельности класса, они способствуют ее дальнейшей перестройке на новых основаниях. Появление новых мотивов поведения у детей шести лет в значительной мере обязано своим происхождением развитию игровой деятельности. Именно в игре, отображая действия и взаимоотношения взрослых людей, ребенок осознает их права и обязанности, начинает стремиться к достижению более «почетного» положения среди других людей. Большое значение имеет игра и для приобретения детьми знаний об окружающем мире, и для их умственного развития. Игровые формы обучения являются для детей шестилетнего возраста, как и для дошкольников вообще, более эффективными, чем обучение школьного типа, рассчитанное на развитые познавательные интересы детей и наличие у них учебных навыков. Можно сделать такой вывод: ребенок готов к обучению в школе, если он достиг такого уровня физического, интеллектуального и социального развития, который позволяет ему выполнять требования школы и учить учебные предметы. Я.Л. Коломинский и Е.А. Панько пишут, что долгое время об уровне умственного развития ребенка судили по количеству выявленных у него знаний, по объему его «умственного инвентаря», который выявляется в словарном запасе. Еще и теперь некоторые родители (а порой и педагоги) думают, что чем больше слов знает ребенок, тем он больше развит. Это не совсем так. Сейчас дети буквально купаются в потоках информации, впитывают, как губка, новые слова и выражения. Словарный запас их резко увеличивается, но это не значит, что такими же темпами развивается и мышление. Конечно же, определенный кругозор, запас конкретных знаний о живой и неживой природе, людях и их труде, общественной жизни необходимы ребенку как фундамент, основа того, что будет им в дальнейшем освоено в школе. Однако ошибочно думать, что словарный запас, специальные умения и навыки - это единственное мерило интеллектуальной готовности ребенка к школе. Существующие программы, их усвоение потребуют от ребенка умения сравнивать, анализировать, обобщать, делать самостоятельные выводы, т.е. достаточно развитых познавательных процессов. Готов ли он к этому? В цикле исследований, которые проводились под общим руководством А.В. Запорожца (в 1970-е годы) в Институте дошкольного воспитания, обнаружилось, что к старшему дошкольному возрасту дети могут овладеть рациональными способами обследования внешних свойств предметов и явлений. Применение их дает возможность ребенку дифференцированно воспринимать, анализировать сложные предметы. Другой большой цикл исследований был направлен на разработку вопросов усвоения знаний и развития мышления в дошкольном возрасте. Работы Н.Н. Подъякова, Н.И. Непомнящей, Ф.А. Сохина, Л.Е. Журовой, Т.В. Тарунтаевой и других авторов показали, что при соответствующих формах обучения детям доступно понимание общих принципов, связей и закономерностей, лежащих в основе научного знания. Так, например, в 6-7 лет ребенок способен усвоить не только отдельные факты о природе, но и знания о взаимодействии организма со средой, о зависимости между формой предмета и его функцией, потребностью и поведением. Ребенок может многое. Но не следует и переоценивать его умственные возможности. Логическая форма мышления хотя и доступна, но еще не типична, не характерна для него. Тип его мышления специфичен. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника. Опираясь на них, ребенок получает возможность вычленить наиболее существенные свойства, отношения между предметами окружающей действительности. Учителю следует принимать во внимание положение психологов о ведущей роли практической деятельности в развитии детей, о важной роли наглядно-действенного и наглядно-образного мышления - специфически дошкольных форм мышления. Исследования, проведенные в последние годы, убеждают, что данные формы мышления таят в себе не менее мощные резервы, чем логическое мышление. Важно подчеркнуть, что они выполняют свои специфические функции в общем процессе умственного развития детей не только дошкольного, но и школьного возраста. В дошкольные годы ребенок должен быть подготовлен к ведущей в младшем возрасте деятельности - учебной. Важное значение при этом будет иметь формирование у ребенка соответствующих умений. Владение этими умениями, как показали исследования А.П. Усовой и ее учеников, обеспечивает ребенку «высокий уровень обучаемости». Характерной его особенностью является умение выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Такая операция требует от поступающего в школу ребенка способности удивляться и искать причины замеченной им перемены, новизны. Тут педагог может опереться на острую любознательность подрастающего человека, на его неисчерпаемую потребность в новых впечатлениях. Есть дети интеллектуально пассивные. Об этом писал еще польский педагог Я. Корчак. Это приводит их в число отстающих, слабоуспевающих учеников. Причины такого рода пассивности лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно переводится в практическую плоскость или в игру. Поэтому надо включать ребят в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить все новые и новые свойства предметов, замечать их сходства и различия. При этом нельзя отмахиваться от детских вопросов, навязывать готовые знания. Надо дать возможность приобрести их самостоятельно. ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКА К ШКОЛЕ С УЧЕТОМ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Цель программы - подготовка ребенка к школьной жизни, новой ведущей деятельности, снятие трудностей адаптации в новой для него социальной среде, развитие и коррекция познавательных и коммуникативных способностей ребенка. Если исходить из вышеперечисленных теоретических позиций, то становится очевидным, что программу подготовки дошкольников к школе и формирования компонентов учебной деятельности необходимо строить с учетом следующих содержательных линий: 1. Развитие познавательных способностей детей. 2. Развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления. 3. Подготовка детей к обучению грамоте, математике. 4. Расширение знаний об окружающем мире. 5. Развитие коммуникативных способностей ребенка. В ходе занятий решаются следующие задачи: 1. Формирование навыков учебной деятельности, развитие познавательных интересов и стимулирование желания учиться в школе, воспитание устойчивого внимания, наблюдательности, организованности. 2. Развитие у детей способности к анализу и синтезу, к самоконтролю, самооценке при выполнении работы. 3. Воспитание у детей коллективизма, уважения к старшим, заботливого отношения к малышам, стремления оказывать друг другу помощь. 4. Подготовка детей к изучению предметов в школе: развитие фонематического слуха и умения проводить звуковой анализ; совершенствование всех сторон речи; углубление представлений детей об окружающей действительности; совершенствование навыков счета в пределах 10, обучение называнию чисел в прямом и обратном порядке. Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда. Обучение делению на равные части. Обучение на наглядной основе составлению и решению простых задач. 5. Развитие у ребенка наглядно-образного и логического мышления, произвольного внимания, зрительно-слухового восприятия, воображения, мелкой моторики и координации движения рук, умения ориентироваться в пространстве и во времени. Так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста, то целесообразно все занятия строить в игровой форме. Высокий познавательный уровень ребенка способствует успешному усвоению школьной программы, поэтому все занятия являются тематическими. Объем программы рассчитан на 32 занятия (1 раз в неделю с октября по май включительно). Каждое занятие состоит из трех частей по 20 минут с переменой 10 минут. Тематическое планирование занятий: 1. Моя семья. 2. Осень в природе. 3. Фрукты, овощи. 4. Моя любимая игрушка. 5. Наш поселок. 6. Транспорт. 7. Режим дня. 8. Творчество А. Барто. 9. Птицы. 10.Почта. 11.Творчество С.Я. Маршака. 12. Хлеб- всему голова. 13. Новый год. Зима в природе. 14. Правила поведения на улицах и дорогах. 15. Мир сказок. 16. Стройка. 17. Игры и их виды. 18. Бытовая техника. 19. Лес и мир животных. 20. Вода в природе. Моря и океаны. 21. Уроки Айболита. 22. Праздник бабушек и мам. 23. К. Чукувский «Федорино горе». 24. Цветы. 25. Счет времени. Часы. 26. Изобретения и приборы. 27. Космос. 28. Домашние животные. 29. Весна в природе. 30. Обобщение «Времена года» 31. Творчество Н. Носова 32. Скоро в школу. Тема каждого занятия разрабатывается по четырем направлениям: Обучение грамотеМатематикаОкружающий мирМоторика Тема: Игрушки -чтение слогов с изученными буквами, составление предложений, -знакомство с буквой Р, звуком р- состав чисел 2, 3. - понятия справа, слева- из чего что сделано - учить детей описывать предмет- работа с бумагой - складывание бумаги гармошкой и т.д. Тема: Наш поселок - деление слов на слоги - счет предложений - знакомство с буквой Ш, звуком ш+,-,1,2 на основе наглядности - состав числа 4Улицы поселка - правила поведения на улицах- составление из геометрических фигур дома и машинки Тема: Транспорт соотношение слов со схемами по количеству слогов - знакомство с буквой Л, звуком лСостав числа 5 на основе наглядности - понятия быстрее, медленнее- виды транспортавиды дорог - дорисуй картинку(кораблик Тема: Режим дня классификация гласных и согласных - чистоговорки - знакомство с буквой С, звуком с- прямой и обратный счет от 1 до 6 - состав числа 6- понятие и значение режима дня - сравнение режима дня дошкольника и школьникаЗнакомство с понятием узор - рисование коврика Тема: Творчество А.Барто - чтение слогов и односложных слов с изученными буквами - знакомство с буквой К, звуком к- понятие задача - составление задач на основе наглядности - учить задавать вопрос- беседа о творчестве А. Барто - чтение стихов - беседа по содержанию стиховЛепка «Медведь» Тема: Птицы соотношение звука с буквой - игра «Буква потерялась» - знакомство с буквой Х, звуком х- состав числа 7 - соотношение числа и количества по картинкам - составление задач- виды птиц - заботы о птицах - польза птиц- Оригами «ворона» Поурочное планирование Тема: Семья Цель и задачи: 1. Знакомство с согласными и гласными буквами и звуками. 2. Знакомство с цифрами 1, 0 на основе наглядности. 3. Формирование умений построения предложения 4. Воспитание гордости за свою семью, чувства уважения к труду родителей. 5. Развитие памяти, внимания, моторики, умения общаться. 6. Рисование «Семья улиток» Тема: Осень в природе Цель и задачи: 1. Развитие речи с использованием иллюстрации «Лес». 2. Наблюдение примет осени в природе 3. Знакомство с буквой Н и звуком [н]. Чтение слогов с буквой Н. 4. Знакомство с цифрами 1, 2 и соотношением их с количеством предметов. 5. Закрепление понятий «больше», «меньше», «столько же», «выше», «ниже», «длиннее», «короче». 6. Работа с красками. Рисование дождя. 7. Воспитание бережного отношения к природе. Тема: Фрукты, овощи Цель и задачи: 1. Обобщение по теме фрукты, овощи. Разгадывание загадок по описанию предмета. Расширение представления о культурных растениях. 2. Знакомство с буквой П и звуком [п]. 3. Ориентация на тетрадном листе. Закрепление понятий «вправо», «влево», «вниз», «вверх». 4. Развитие внимания, памяти; решение логических задач. 5. Развитие речи, слуха детей. Заучивание чистоговорок. 6. Знакомство с цифрой 3. Сравнение чисел. Тема: Вода в природе. Моря и океаны Цели и задачи: 1 Знакомство с произведениями о морях. Подведение к осознанию понятий «материки», «океаны». 2. Закрепление навыков счета. Сравнение чисел. Закрепление последовательности чисел второго десятка. 3. Чтение слогов. Составление слов, предложений. 4. Развитие моторики. Оборудование: Выставка книг А. Беслик «Поднять паруса», Л.Н. Толстой «Акула», О.С. Кузнецова «О семи корабликах» и т.д. Обобщение: Если мы внимательно посмотрим на выставку книг, то сможем сказать, о чем они. Задание № 1 В тетради в клеточку соединить последовательно точки от 10 до 17. Задание № 2 Но что это там впереди? Это необитаемый остров. Знаменитый капитан Сильвер высадил на него своих сообщников - пиратов. Жестокий капитан не оставил им почти ничего. У пиратов была всего одна шляпа на троих и одна кружка на двоих. Сколько шляп было у пиратов? Сколько кружек? Обозначьте это количество цифрами. Одному из пиратов известна тайна: на острове зарыт клад. Хитрый пират подсмотрел и срисовал карту капитана Сильвера, по которой можно найти клад. Вот эта карта. Идти надо так: от большого камня на берегу моря 11 шагов на запад (1 шаг - это 1 клетка), потом 2 шага на юг, 4 шага на восток, 3 шага на юг, 123 шага на восток, 5 шагов на север. Физминутка. Копать! Клад найден. Задание № 3 Счет в пределах 10 на основе наглядности. Обвести цифры и сосчитать. Давайте пересчитаем монеты. Задание № 4 1. Развитие мышления. Будем брать только самое необходимое. Найдите, что здесь лишнее, подчеркните. 2. Развитие внимания. Необходимо пополнить наши запасы. Давайте наберем грибов. Сколько здесь грибов? Физминутка. Разойтись по полянке, по сигналу оказаться на своем месте. А теперь посчитаем, сколько собрали грибов? 3. Развитие моторики. Осталось проверить готовность судна. Обведите рисунок точно по линиям, не отрывая карандаша от бумаги. Переменка. Но вот ветер стих. Погода замечательная, давайте ловить рыбу. Задание № 5 1. Задачи в стихах. Сеть тяну, рыбу ловлю. Попало немало: Три окуня, три карася, Один ершок - и того в горшок. Уху сварю, всех-всех угощу. Сколько рыбок я сварю? На удочку Андрей Поймал шесть окуней. А друг его Сергей - Трех небольших ершей. Сосчитай без лишних слов Этих мальчиков улов. Физминутка. Закинули удочку, тянем рыбку. Подул ветер. Поднялись волны. Задание № 6 Тетради в линейку. Развитие моторики. Продолжи ряд АБАБАБ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ВГВГВГВ,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, ООООО,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Задание №7 Развитие фонематического слуха. Чтение слогов и слов. Сверим маршруты движения нашего судна. КО МУ РА ПИ СА ЛА КИ КА НО Возьмем синий и зеленый карандаши. Подчеркнем слоги, где согласный звук твердый, синим карандашом, а где мягкий - зеленым. Как будем путешествовать дальше? Для этого сложим из слогов слова, например: ПИЛА. Физминутка. Ветер дует нам в лицо. Закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше. Задание № 8 1. Внимание! Во время путешествия мы увидим много интересного. Будет о чем рассказать дома. Прочитать слово и найти одинаковые буквы в слове и в домиках. 2. Развитие речи. Закончи предложение и подумай, почему так говорят. Какими же нам приходилось быть во время путешествия? 3.Знакомство с признаками предметов. Деление слов на слоги. Очень часто в путешествии мы вспоминаем дом, семью, родную природу. Попробуйте отгадать загадку, а отгадку разделить на слоги. Переменка. Наше путешествие подходит к концу. Сколько океанов мы проплыли? Задание № 9 Знакомство с материками и океанами. Рассказ учителя о том, что такое материки и океаны. Вопросы и задания. Найдите ответы: 1. Как называется самый маленький и засушливый материк на Земле? 2„ Самый большой материк на Земле, состоящий из двух частей света - Европы и Азии? 3. Второй по величине, жаркий материк земного шара? Часть света, объединяющая два материка - Северную и Южную Америку? 4. Найди самый маленький океан. 5. Найди самый большой океан. 6. Найди океан, который по преданию омывал когда-то легендарную Атлантиду. 7. Назови океан, омывающий берега Индии. Задание № 10 Складывание оригами. Пароход. Тема: Космос Цель и задачи: 1. Расширение знаний о космосе. 2. Развитие мышления, памяти, внимания, моторики, воображения. Закрепление понятий о гласных и согласных буквах. Деление слов на слоги. Закрепление знаний о геометрических фигурах, навыков счета. 5. Привитие навыков аккуратности в работе. Мотивация. Сегодня мы собрались все вместе, чтобы отправиться в новое путешествие. Мы полетим в космос. Но на чем? Задание № 1 Развитие внимания и логического мышления. На аэродроме находятся звездолеты. Но того, который нужен нам, нет. Давайте отыщем его в ангаре. Чтобы это сделать, необходимо сравнить звездолеты по формам корпуса, крыльев, количеству иллюминаторов. Ответ: Звездолет готов. Но в космическом путешествие могут отправляться не все, а те, кто пройдет испытания. Готовы? Желаю успеха! Задание №2 Развитие мышления, внимания, моторики Проверка на самого внимательного и сообразительного. Ведь могут быть такие ситуации, в которых необходимо принять решение быстро и правильно. Что должно быть в пустых клеточках? а)+ б) * в) О Во время путешествия нужно вести записи в бортжурнале. Итак, будьте внимательны. Все буквы обведите в квадрат, а цифры в кружок. Физминутка. Спорт, подготовка. Слуховая память. Учитель показывает одни движения, а называет другие. Дети должны выполнять то, что говорит учитель. Вас ожидает невесомость в космосе. Поэтому еще на земле надо пройти тренировку. Нарисуйте круги: а) уменьшая размер; б)увеличивая размер. Задание № 3 Закрепить понятия «выше», «ниже», «справа», «слева», «сверху», «снизу». Умение задавать вопросы. А еще можно отправиться на карусель и проверить, не закружится ли голова. Задание №4 Деление слов на слоги. Чтение слов. Всегда к экспедиции готовятся несколько команд. У нас тоже будет две: основная (слова, состоящие из одного слога) и запасная (слова, состоящие из двух слогов). Давайте вспомним, какие буквы нам помогают определить количество слогов? Дети называют гласные буквы, а учитель прикрепляет к доске магнитную азбуку. Итак, начинаем. (Фронтально спрашивают учеников, кому трудно, помогает учитель). Переменка. Итак, команды готовы. Можно объявить посадку. Задание № 5 Работают коллективно три команды. Составить пирамидку по схеме слогов из слов (слова напечатаны на листочках). На доске прикрепляются трафареты ракет и план- схема Разместить команды по своим местам. Дан старт, и вот мы уже в космосе. Испытываем огромные перегрузки. Но вы смелые, мужественные, умеете преодолевать трудности. Задание № 6. Развитие памяти. В течение 1 минуты постарайтесь запомнить все фигуры и в пустых квадратах нарисовать то, что запомнили.